Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

 
 
 
 
 

 

 

 

        
29 октября по 2 ноября 2012 г.
Министерство культуры Омской области и Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля проводят научно-методический и практический семинар «Изучение технологии станковой масляной живописи в связи с проблемами научной каталогизации, хранения и консервации». Он рассчитан на искусствоведов и реставраторов, работников музеев, которые занимаются проблемами научной каталогизации произведений живописи, атрибуции, хранения и консервации.

Занятия проводит Максимова Татьяна Васильевна – искусствовед, старший научный сотрудник сектора научных основ экспертизы объектов культурного наследия Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, эксперт-технолог (Москва). Т. В. Максимова – крупный специалист в области изучения техники западноевропейской живописи XVII–XVIII вв. Имеет тридцатилетнюю практику работы на выездах в региональных музеях России. Автор двух крупных монографий по голландской живописи XVII в. Имеет большое число публикаций в научных сборниках ГТГ, ГИМ, Института Наследия. Практический опыт и результаты ее комплексных исследований музейных собраний нашли отражение в научных каталогах Саратовского и Вятского художественных музеев. В 1990-е гг. проводила научные семинары в Москве (ГМИИ имени А.С. Пушкина), Екатеринбурге, Саратове, Серпухове.

В программе семинара будут рассмотрены следующие вопросы:

Проблема исследования оригиналов, идентификация копий, определение имитаций. Сохранность и технология картины
«Структура картины».
Виды структурных построений произведений художников XVII–XVIII вв.


«Элементы структуры»:

• Основа картины. Технологические параметры основы из дерева и холста. Эстетические функции основы. Разрушение основы в результате процессов старения, условий хранения. Реставрационные вмешательства. Рентгенографическое исследование основы
• Грунт и подготовительные слои. Технология и роль тональности грунта в оптической структуре картины. Старение и повреждения. Физико-оптические и физико-химические исследования грунта. Методы выявления грунта при микроскопическом исследовании картины и при изучении микрошлифов
• Рисунок. Технологические характеристики и эстетические функции. Возможности выявления рисунка в структуре картины
• Имприматура. Виды имприматур и их участие в живописном процессе. Методы выявления имприматуры при микроскопическом исследовании картины и при изучении микрошлифов. Подмалевок. Типы подмалевка, предопределяемые характером живописной системы. Микроскопическое и рентгенографическое исследование
• Завершающие живописные слои, имеющие разные оптические характеристики. Признаки естественного старения и реставрационные вмешательства
• Лессировки. Виды лессировок и их эстетические функции


«Красочные материалы, применяемые европейскими живописцами XVII–XVIII вв.»:
• Пигменты и связующее в подготовительных и красочных слоях – рецептура и производство
• Лаки. Защитные функции лаковых покрытий и их роль в оптической структуре картин


«Живописная фактура»:
• Техническая последовательность ведения работы в связи с принципами колористического решения картины, построения пространства и объема
• Способы нанесения краски и проблема световоздушной среды в картине
• Деформация живописной фактуры в результате естественного старения картины и изменений, внесенных предшествующими реставрациями
• Возможности рентгенографического исследования живописной фактуры
• Исследование люминесценции поверхности картин


«Метод старых мастеров». Картины европейских живописцев XVII–XVIII вв.:
• Технология и метод работы. Деревянные и тканые основы
• Изобразительные основы живописи
• Понятие цветового единства в картине и проблемы световоздушной среды в картинах голландских мастеров
• Некоторые аспекты технологии фламандской живописи XVII в.
• Техническое моделирование формы в итальянской живописи тенебризма, система хроматических контрастов и приемы светотени
• Приемы пространственных построений в картинах фламандских и голландских мастеров
• Перспектива и формат в европейской живописи


«Изучая вторичные объекты. Подражания, копии, имитации и фальсификации в европейской живописи XVII–XVIII вв.»:
• Копийная и подражательная продукция голландских мастерских XVII в.
• Принципы коллекционирования в Германии в XVIII в. в связи с модой на голландскую живопись
• Эстетика подражания иноземным образцам в практике немецких живописцев XVIII в. Технология и методы работы. Способ воспроизведения оригинала – копия. Подмена оригинала – фальсификация
• Трансформация оригинала – имитация
• Поздние модификации творческого метода Отто Марсеуса ван Схрика
• Искусство имитации. Метод работы известного немецкого имитатора старой живописи Х. В. Э. Дитриха


Теоретические занятия будут сопровождаться показом большого иллюстративного материала: макро и микрофотографий в обычном свете, в УФ – и ИК – лучах, рентгенограмм, рисунков, картограмм и схем, микрошлифов и пигментов красок. Практические занятия проводятся с использованием микроскопа и аппаратуры физико-оптического исследования.
По окончании семинара слушателям выдается справка о прослушанном курсе.


Просим сообщить об участии до 19 октября 2012 г. по адресу:
vrubel_omsk@mail.ru
644043, г. Омск, ул. Ленина, 3
тел. (3812) 24-15-64 – куратор и координаторы

Куратор семинара:
Анна Евгеньевна Чернявская – главный хранитель БУК «Музей имени М. А. Врубеля»

Координаторы:
Татьяна Владимировна Масюк – художник-реставратор БУК «Музей имени М. А. Врубеля»
Елена Михайловна Реутова – старший научный сотрудник БУК «Музей имени М. А. Врубеля»