Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

История музея

 



 
 
 
 

 

 

 

Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды.

Музей размещается в двух зданиях в центре Омска. Одно из них - бывший генерал-губернаторский дворец, построенный на левом берегу р. Оми в 1859-1862 гг. по проекту арх. Ф.Ф. Вагнера. В 1923 г. это лучшее в городе здание, решенное в благородных формах «неоренессанса», было отдано Западно-Сибирскому Краевому музею. Через год омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. Пригласительный билет сообщал: «Государственный Западно-Сибирский Краевой музей просит Вас пожаловать на открытие картинной галереи, имеющее быть в воскресенье 21-го сего декабря в 12 часов дня. Директор музея Мелехин». На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приемы и решались судьбы Сибири, перед изумленными зрителями предстали около 90 произведений замечательных русских художников. Об этом давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края». Собранные ими работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М.А. Врубеля, открытом в 1920 г.

История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Его составили национализированные художественные коллекции Москвы и Петрограда, произведения, украшавшие дворцы, особняки и имения.

Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Заслуга в этом принадлежала Ф.В. Мелехину, его первому директору (1924-1929). Оказавшийся в Омске, как и многие представители русской интеллигенции в годы гражданской войны, он задался целью создать крупнейший в Сибири художественный музей на основе произведений искусства из Государственного музейного фонда.

Привезенные из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.

В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Ф.В. Мелехин часто выезжал в Москву и Ленинград для отбора произведений, и каждый раз после его командировок из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Известный художник и ученый Н.К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлен «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».

В 1928 г. формирование коллекции за счет поступлений из Государственного музейного фонда было закончено в связи с его ликвидацией. За прошедшие годы музей сформировал значительное собрание: в 1927 г. в его составе насчитывалось 2555 экспонатов. Щедрым на новые поступления оказался 1932 г. В связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нем картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл. В том же году Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения. Среди них «Парис на балу» А. Экстер, «Жатва» Н. Гончаровой, «Цирковая танцовщица» М. Ларионова. В последующем из московской сокровищницы поступили «Голова монаха» В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела являлось самым значительным в Западной Сибири – 4230 экспонатов.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрел самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). Его экспозиция, занимавшая уже весь второй этаж, отличалась разнообразием и обилием экспонатов. В два и даже в три яруса висели, отражаясь в зеркалах, картины в золоченых рамах, теснилась дворцовая мебель, уставленная бронзовыми канделябрами и часами, многочисленные витрины изобиловали мейсенским и китайским фарфором. Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А.Н. Гонтаренко, знавшей многих художников или их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмеркина, А. Фонвизина. Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами отличали деятельность музея особенно в последние два десятилетия. Из коллекции собирателя Ю.В. Невзорова поступили в музей «Портрет поручика лейб-гвардии офицера Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина» А. Смирнова и «Рожь» А. Мещерского, от Г.П. Белякова рисункиФ. Малявина, из собрания академика Е.М. Лавренко более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики, живописи, уникальные книги по искусству и т.д. В настоящее время собрание музея насчитывает около 25 тыс. единиц хранения.

В 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города - бывший Торговый корпус, возведенный в 1914 г. по проекту арх. А.Д. Крячкова.

С 1995 г. музея, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля - триптих «Цветы» (1894) - носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.