Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

 

 

 

10 апреля 2012 г. во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает работу выставка «ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ! Образ Христа Спасителя в праздничных иконах. Иконы, живопись, меднолитая пластика, праздничная открытка, пасхальные яйца XIX–XXI веков из собрания ООМИИ имени М. А. Врубеля и частных коллекций Омска».

Пасха – Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник, преисполненный радости и душевного ликования. Его называют «праздником праздников» и «Торжеством из торжеств». В Пасху Церковь вспоминает Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после того, как он был распят. Этому предшествует Страстная седмица, наполненная драматическими событиями.
Согласно постановлению Первого Вселенского Собора (325 г.), Святая Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и обязательно после иудейской Пасхи. Церковные пасхальные богослужения начинаются в Великую Субботу, последний день Великого поста и продолжаются всю Светлую седмицу – до следующего воскресного дня. С праздником Пасхи связана традиция печь куличи, красить яйца (Великий Четверг) и готовить одноименное блюдо из творога.
Светлое Воскресение Христово – Пасха – знаменует победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. Христос своим Воскресением разрушил само понятие смерти, победил смерть и открыл людям путь к вечной жизни. «Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых, восстаньте с Ним и вы…» – призывает всех христиан Григорий Богослов.
На выставке, посвященной Светлому Празднику, представлены старинные и современные иконы, прославляющие подвиг Спасителя. Многие из них выполнены на дереве или металле. Выразительным символом праздника являются яркие красочные деревянные яйца, расписанные талантливыми народными мастерами, пасхальные открытки.
Образ Иисуса Христа в культуре христианских народов получил различные интерпретации: в византийском типе иконографии (ее придерживаются и русские мастера) – отрешенная царственность – иконы «Вход в Иерусалим», «Успение Богоматери». В культуре позднего европейского средневековья Христос воспринимается, прежде всего, как «Муж Скорбей» – иконы «Спас в терновом венце», «Положение во гроб» (или «Не рыдай мене Мати»).
Символом пасхальной радости является икона «Воскресение Христово с праздниками». В среднике вверху запечатлено восстание Спасителя в белых погребальных одеждах из гроба. Рядом – ангелы. Следует вспомнить, что ангел в белоснежных одеждах сидел на отваленном камне гробницы и возвещал пришедшим женам-мироносицам радостную весть. На основании евангельских повествований, ангел или ангелы являются первыми свидетелями и очевидцами Воскресения Христова, надо думать, и первыми собеседниками Спасителя после его Воскресения. Чуть ниже – сцена Сошествия Христа во ад. На ней – Воскресший Христос, сияющий одеждами славы, выводит из адского плена (ад имеет вид огневидной пасти) наших праотцев Адама и Еву, а с ними и весь человеческий род. Таков символический смысл этой сцены и праздника Пасхи в целом. На иконе, богато декорированной сияющим золотом, написанной в яркой красочной палитре, соединено богатство замысла и красота исполнения. Средник окружен «праздниками», позволяющими вспомнить главные события Евангельской истории.
На иконах и в стенописи (во фресках) до XVII в. писали «Воскресение Христа» только как «Сошествие Христа во ад», а надпись на иконах при этом была «Воскресение Христово», как на одноименной иконе из собрания музея, представленной на выставке.
Церковью воскресение Христа воспринимается как акт «спасения человечества от духовной смерти». В иконе, как и в самом празднике, выражена заветная радость восприятия чудесного Воскресения Спасителя.
На Пасху преславное Воскресение Христа воспевает, кажется, сама весенняя природа, наполненная солнцем, светом, радостью всего живого, что так чудесно передано в других художественных произведениях, выставленных в экспозиции – пасхальных открытках, пасхальных сувенирах, традиционных пасхальных яйцах.
За Светлым Христовым Воскресением следует светлая седмица. В старину русский народ считал, что «вся та неделя – один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло, не заходя ту неделю».

Куратор – Татьяна Владимировна Еременко