Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

5 февраля 2013 г. во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает свою работу выставка «Русские мюнхенцы». Живопись и графика конца XIX – первой четверти ХХ века из собрания ООМИИ имени М.А. Врубеля.
Выставка «Русские мюнхенцы», завершающая культурную программу «Года Германии в России и России в Германии», посвящена русско-немецким художественным связям на землях Баварии с ее столицей Мюнхеном. В истории контактов двух стран «мюнхенская страница» – одна из наиболее интересных.
В экспозиции представлены живописные и графические произведения русских художников, чье творчество связано с Мюнхеном рубежа столетий – обучением в частных студиях, участием в выставках, пребыванием в качестве туриста.
Мюнхен к концу XIX в. с его богатыми музеями и галереями предоставлял исключительно благоприятные условия для художников всех стран. Русские живописцы в первой половине – середине XIX в. тоже приезжали сюда – копировать знаменитые полотна в Пинакотеке, работать в снятых мастерских. Здесь писал свою «Туркестанскую серию» Василий Верещагин. В Мюнхенской Академии художеств учился Алексей Ганзен, внук И. К. Айвазовского. Живописец-маринист, художник Морского министерства России, А. Ганзен имел огромную популярность при жизни. Его работы приобретались для украшения дворцов и резиденций Европы и США. Пейзаж «Море» А. Ганзена представлен на выставке впервые со времени поступления в музей в 1927 г.
Особенно активным общение художественных кругов России и Баварии стало в последней четверти XIX столетия. Мюнхен привлекал возможностями для совершенствования профессионального мастерства. Известным центром стала школа Шимона Холлоши (1857–1918), основанная в 1886 г. Талантливый живописец и одаренный педагог, он предостерегал своих учеников от сухости и «замученности» формы, говорил о важной роли впечатления, что сближало его с импрессионизмом. В числе его питомцев были русские художники: Мстислав Добужинский, Алексей Клементьев, Осип Браз, Георгий Нарбут.
Особенной популярностью и передовыми принципами обучения славилась возникшая в 1891 г. школа живописца Антона Ажбе (1862–1905). Его педагогическая система порывала с условными канонами академизма и во многом перекликалась с методикой Павла Чистякова. Придавая огромное значение рисунку, настаивая, что он явля¬ется основной предпосылкой хорошей картины, Ажбе при этом решительно поддерживал принципы со¬временной живописи. Он утверждал, что живопись – это искусст¬во цвета, и назначение школы – развить и усовершенство¬вать его. Среди обучавшихся у Ажбе – Дмитрий Кардовский, Игорь Грабарь, Алексей Явленский, Давид Бурлюк, Елена Александрова-Сковорода, Дмитрий Щербиновский, Кузьма Петров-Водкин.
Мюнхен – один из первых центров, где начали проводиться международные художественные выставки. Несколько творческих поколений наших мастеров (Иван Крамской, Илья Репин, Константин Коровин, Сергей Виноградов, Станислав Жуковский, Федор Малявин и многие другие) активно в них участвовали. Валентин Серов и Исаак Левитан стали членами знаменитого Мюнхенского Сецессиона, основанного в 1892 г. В Мюнхене устраивались персональные экспозиции Николая Рериха и Виктора Борисова-Мусатова. Работы русских художников получали медали, их произведения пользовались необычайной популярностью. В 1896 г. для Сецессиона Александр Бенуа организовал русский отдел, куда пригласил группу московских и петербургских художников, разделявших идеи нового искусства – импрессионизма и стиля модерн.
В начале ХХ в. баварская столица стала одним из европейских центров авангардизма. Ведущую роль в его развитии сыграли М. Веревкина, А. Явленский и В. Кандинский, вовлекая в свой круг немецких художников. По их инициативе в Мюнхене появляются художественные группы – «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909), «Синий всадник» (1911). С Мюнхеном связана жизнь великого абстракциониста В. Кандинского, где с 1896 по 1914 гг. он учился, творил, устраивал выставки, путешествовал. В биографиях В. Кандинского и А. Явленского заметное место принадлежит деревне Мурнау близ Мюнхена. Здесь в 1908 г. в творчестве двух крупнейших мастеров проявились новые тенденции живописно-пластического отражения мира.
Вплоть до Первой мировой войны (1914) в Мюнхен стремились поэты, художники, архитекторы, ученые из России. Русские «мюнхенцы» проводили большую культурную миссию – знакомили европейского зрителя с традициями русского искусства, способствовали зарождению и воплощению идей авангардизма.