Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

 

 

 

13 февраля 2012 г. исполнится 130 лет со дня рождения Федора Васильевича Мелехина, основателя Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Музей был создан в 1924 г. как художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Подлинная заинтересованность делом, искренняя любовь к искусству и энтузиазм Федора Васильевича имели решающее значение в принятии вышестоящими органами власти решения о создании художественного отдела и передачи в его коллекцию из Государственного музейного фонда, Русского музея, Эрмитажа свыше 4000 шедевров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства отечественных и зарубежных мастеров. Благодаря Мелехину в 1924–1928 гг. была сформирована коллекция энциклопедического типа, ставшая «визитной карточкой» крупнейшего за Уралом художественного музея. Долгие годы имя этого человека находилось в забвении. Родился в 1882 г. в крестьянской семье во Владимирской губернии, занимался самообразованием в Европе, служил в армии Колчака, остался в Омске и был назначен директором Краевого музея. Нам не известно как он выглядел, когда и как завершился его жизненный путь. Но его дело продолжает жить.
В память об этом человеке сотрудниками музея подготовлена программа:
13 февраля в 11.00 состоится возложение цветов к мемориальной доске, расположенной на фасаде Генерал-губернаторского дворца (ул. Ленина, 23).
14 февраля в 16.00 во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3) состоится презентация новых изданий и поступлений в коллекцию ООМИИ.
Речь идет об альбоме «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля», изданный при поддержке Правительства Омской области. Книга будет передана в библиотеки музеев и вузов.
Издательством «Искусство – XXI век» (Москва) в серии «Художники русского Зарубежья» выпущена в свет монография главного научного сотрудника музея, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры РФ Ирины Григорьевны Девятьяровой, посвященная жизни и творчеству выдающегося художника Алексея Григорьевича Явленского (1865–1941). Это первая фундаментальная монография, посвященная выдающемуся русскому художника ХХ века. В Омском музее представлена самая большая в России коллекция его работ, включающая девять живописных произведений. Уехав из России еще в 1896 г. и поселившись на долгие годы в Мюнхене, он стал участником мирового художественного эксперимента начала XX в. – эпохи, когда творилась история современного искусства. С именем Алексея Явленского связано формирование экспрессионизма в европейском искусстве. Вместе с тем, он сохранил тесные связи с русской художественной средой и привнес в европейскую живопись традиции отечественной культуры, прежде всего ее высокую духовность. Богато иллюстрированное издание включает около 300 репродукций с картин и фотографии. В их числе – произведения из собрания музей имени М.А. Врубеля и Омского историко-краеведческого музея.
В ноябре 2011 г. Виктор Шпенглер, возглавляющий Региональный общественный фонд «Старые годы» в Москве, передал в дар музею «Автопортрет» художника, уроженца Омска Николая Мамонтова (1898–1964). Организованная фондом совместно с музеем имени М.А. Врубеля и Государственной Третьяковской галереей в 2008 г. монографическая выставка Мамонтова «Сны пилигрима» и изданный им иллюстрированный каталог его произведений способствовали популяризации творчества замечательного художника и возвращению его имени в контекст отечественного искусства.
Фантазер и мечтатель, Мамонтов объехал пол мира, и в 1932 г. вернулся в Россию. Здесь его творчество оказалось невостребованным, но художник не захотел себя ломать и избрал «внутреннюю эмиграцию», зарабатывая редкими заказами и оформительской работой, но продолжая писать картины. Был репрессирован, после освобождения жил в Саратове. Его чудом сохранившееся наследие говорит о том, что он до конца дней оставался верным романтической мечте и свободным от идеологических тисков.
Автопортрет исполнен в 1963 г., за год до смерти. Написанный легкими прозрачными мазками, деформированный и бесплотный образ художника как бы тает в пространстве. Отмеченный психологической глубиной, он убедительно дополнил музейную коллекцию живописных и графических работ мастера.