Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

14 декабря 2012 г. во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начал свою работу долговременный выставочный проект «Золотая кладовая».
На выставке представлены изделия мастеров Востока, Западной Европы, России. Первые экспонаты поступили в музей из Государственного музейного фонда в 1925 г. Среди них были произведения из известных русских собраний: Юсуповых, Шуваловых, Кочубеев, Курис, Романовых. В 1950–1990-е гг. источниками формирования коллекции ювелирного искусства стали передачи предметов из Государственных музеев Московского Кремля, поступления из археологических раскопок в Омской области, закупки у частных владельцев, находки в тайниках старых домов Омска.
С середины 1980-х гг. начинает формироваться собрание ювелирных изделий сарматской эпохи из комплексов Богдановка I, Сидоровка I, Исаковка I, открытых в 1980-х гг. В.А. Могильниковым, В.И. Матющенко и Л.И. Погодиным. Все они относятся к лесостепной саргатской культуре сарматского типа, развивавшейся в раннем железном веке на обширной территории от Урала до Оби. Один из наиболее значительных ее центров находился в границах современной Омской области. Предметы из комплексов Сидоровка и Исаковка, обнаруженные спустя почти три века после сложения знаменитой «Сибирской коллекции» Петра I, лишенной достоверных данных о месте находок, стали ключевыми в решении вопроса о ее сибирских истоках. В музее же сложилась не менее интересная собственная «Сибирская коллекция». В отличие от петровской она имеет точно зафиксированные научные данные о своем происхождении. Ювелирные изделия представлены украшениями и деталями костюма, оружия, предметами конского убранства – фаларами, пряжками и серебряными чашами с надписями. Все они относятся к «звериному стилю», который характеризует искусство кочевых народов Евразии эпохи раннего железного века. На выставке впервые представлены золотые нашивные бляшки, найденные в курганном комплексе саргатской культуры Новооболонь в 2012 г. экспедицией по руководством С.Ф. Татаурова и переданные в музей ОмГУ имени Ф.М. Достоевского.
Сохранение традиций искусства «звериного стиля» и новые поиски в разработке сюжетов и орнаментов можно наблюдать в изделиях златокузнецов Ирана, Бурятии, Дагестана XX в.
Экспонаты европейского золота и серебра из собрания музея созданы в XVII – начале XX вв. мастерами Франции, Германии, Швейцарии, а также Австрии, Голландии и др. Среди разнообразия предметов следует выделить французские табакерки XVIII в., чашу конца XVI – начала XVII вв., изготовленную немецкими ювелирами из яшмы в серебряной оправе, сосуд-шутиху XVIII в., австрийский кубок из горного хрусталя XIX в., швейцарские нагрудные часы XIX в.
Разнообразное по составу собрание отечественного ювелирного искусства XVIII – начала XX вв. Это декоративные и бытовые изделия, украшения, столовое серебро. Можно отметить работы К.М. Штеле, К. Сиверса, С.И. Шапошникова, И.П. Овчинникова, мастерской С.Н. Орлова, фирмы И.П. Хлебникова, фабрики Г.Г. Лизерина.
В истории русского ювелирного искусства XIX–ХХ вв. важное место принадлежит фирме Фаберже. В омском музее хранится небольшая коллекция изделий, характеризующая одно из ярких и своеобразных направлений в искусстве Фаберже – камнерезное дело. Это миниатюрные фигурки животных, выполненные из цветных камней. Глаза зверей инкрустированы золотом, алмазами, рубинами и пр. Выразительность каждому образу придает точно подобранный камень. Подобные фигурки-безделушки либо полностью изготавливались мастерами фирмы, либо камнерезы Фаберже дорабатывали изделия, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.