Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

 

 

 

15 февраля 2012 г. во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает свою работу выставка «Великое наследие Дюрера»

Период с июня 2012 по июнь 2013 г. объявлен Годом Германии в России и Годом России в Германии. В преддверии этого масштабного партнерского проекта Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и Немецкая национально-культурная автономия Омской области представляют выставку гравюр гениального немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471–1528).
Авторы экспозиции предлагают зрителю разобраться в сложном и технически совершенном воспроизведении живописных и графических оригиналов одного из величайших мастеров эпохи Северного Возрождения, а также встретиться с гравюрами, выполненными с печатных форм Дюрера. В экспозицию впервые включена большеформатная работа австрийского мастера XIX в. Виктора Яспера (1848 – после 1887) «Картина всех святых» (1887), исполненная с алтарной композиции Дюрера «Поклонение Троице» (1511).
Большая часть произведений, представленных на выставке – факсимильные репродукции гравюр из серии «Апокалипсис» и «Большие страсти» из так называемого «Альбома “Дюрер”», изданного в Берлине 1930-е – 1940-е гг. Он включает 16 композиций, вложенных в картонную папку. Репродукции выполнены фотомеханическим способом. Эта техника получила широкое распространение в Европе и России в последней четверти XIX – начале XX в. Она позволила по-новому решить задачи полноценного воспроизведения художественных оригиналов различных эпох. Для этого применялась специально изготовленная бумага, внешне похожая на бумагу ручного производства, и новейшие средства воспроизведения рисунка. В результате достигалась такая точность передачи художественных и технических особенностей оригиналов, которая в полиграфии называется «факсимиле». С латинского fac simile переводится – сделай подобное!
Представленные на выставке произведения альбома помечены специальным штампом «Факсимильная репродукция Берлинской Имперской типографии». Типография была основана в 1876 г. Ее продукция неоднократно награждалась дипломами на международных выставках и пользовалась большим вниманием коллекционеров.
Произведения Альбрехта Дюрера являются тем бесценным духовным достоянием человечества, которое по прошествии пяти веков не теряет своей значимости. Нас вдохновляют не только бессмертные сюжеты из Святого писания и других христианских источников, запечатленные в гравюрах Дюрера, но и гениальное мастерство художника. В черно-белых композициях, насыщенных светотеневыми контрастами и блеском черных и серебристо-серых оттенков краски, художник сумел вместить огромный мир человеческих эмоций и представлений о Священной истории. Мир этот поистине огромен, поскольку является, по представлению Дюрера, Пространством Вселенной, где разворачиваются события мирового масштаба.
Свои знаменитые серии «Апокалипсис» (1498) и «Большие страсти» (1497–1499) Дюрер создавал в исторически переломный период европейской истории. На рубеже XV–XVI вв. происходили события, которые ассоциировались с грозными катаклизмами и божьей карой, описанными в «Откровениях святого Иоанна Богослова». Это в полной мере нашло отражение в произведениях, наполненных страстным пафосом борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Пороков и Добродетелей…
Гравюра на дереве была идеальной техникой для художника тогда, когда он выражал либо героический накал борьбы, используя драматизм контрастов черного и белого, либо обращался к событиям повседневной жизни. Интерес Дюрера к гравюре на металле во многом способствовал обогащению его художественного языка. Наглядно этот переход мы отмечаем во многих графических произведениях художника, но со всей очевидностью он проявился в портретных гравюрах. «Портрет Виллибальда Пиркхеймера» (1524) буквально «соткан» из тончайших прикосновений офортных игл. Но эти прикосновения мастера к печатной форме убедительно смогли передать образ величайшего гуманиста Германии и близкого друга художника. В портрете Виллибальда Дюрер воплотил сам дух немецкого Возрождения с его мощными корнями народной культуры и крепнущим национальным самосознанием.
Масштаб творчества Дюрера поистине грандиозен и во многом соразмерен титанам итальянского Возрождения. Художник велик во всех своих проявлениях, будь то миниатюрная по размерам гравюра («Снятие с креста») или величественные алтарные образы. Его «Поклонение Троице» исполнено 1511 году в Нюрнберге для капеллы Дома двенадцати братьев (богадельни одиноких стариков – бывших ремесленников). Капелла была посвящена Tроице и всем святым. Гравюра Яспера «Картина всех святых» дает представление не только о сюжете картины Дюрера, но и о законах построения ренессансной композиции.
Дюрер – великий художник и гуманист. Эти качества сообщают его произведениям гармонию, которая достигнута невероятно тонкими гранями эстетических переживаний мастера. Для современного зрителя, не владеющего знаниями текстов Священного писания, произведения Дюрера сложны, но их главный смысл очевиден, поскольку имеет вневременной и общечеловеческий контекст.

Куратор выставки – Галина Севостьянова