Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

 

 

 

15 мая 2012 г. в Генерал-губернаторском дворце Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает свою работу выставка «Чай, кофе, шоколад. Роскошный фарфор для изысканных напитков»

На выставке из фондов Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля демонстрируется все великолепие и богатство чайно-кофейно-шоколадной посуды высочайшего художественного уровня. Она включает предметы, использовавшейся европейской аристократией XVIII в., буржуазией и мещанами XIX в., рабочими и крестьянами, интеллигенцией и функционерами ХХ столетия, а также произведения XXI в. – дорогостоящее искусство для избранных и заветная мечта для многих.
В конце XVII – начале XVIII вв. чай, кофе, шоколад были доступны только представителям элиты общества. На Дальнем Востоке, в Африке и Южной Америке эти напитки употребляли как культовые религиозно-церемониальные. С XVIII в. Европа условно разделилась на «чайные» и «кофейные» территории. Кофе появился в Европе в XVII в. и оставался любимым напитком у жителей Франции, Германии, Австрии, Испании, Португалии и Италии. Чай же завоевал Англию, Нидерланды и Россию. Естественно, оба напитка существовали независимо друг от друга, определяя скорее вкусовые и культурные привычки, а не запрет на употребление того или иного.
В эпоху Просвещения новые горячие напитки навсегда изменили вкусовые пристрастия европейцев и потребовали специальных посуды, мебели, аксессуаров и, наконец, ритуалов. Это был не только новый вкус, но и новый подход к приему пищи: чаем и кофе не запивают еду как вином или пивом, а употребляют как самоценные напитки.
На чай приглашают «с намерением», а главным действующим лицом европейской чайной церемонии становится хозяйка дома, которая заваривает и разливает напиток гостям. Эта традиция пошла с той поры, когда мужчины собирались в кофейных домах, кафе и клубах, а женщины, не допускающиеся в эти заведения, устраивали домашние чаепития. Прежде чем заварить чай, хозяйка должна была поинтересоваться у гостей, какие сорта они предпочитают, поэтому на столе могли оказаться несколько заварных чайников. Хозяйка сама добавляла сахар, молоко или лимон, что подчеркивало высокую значимость чая и не менее высокую стоимость хрупкого фарфора. Слуг к столь дорогим продуктам и предметам не допускали.
Посуду поначалу изготавливали из традиционных для европейца материалов, но они не соответствовали всем необходимым требованиям: медь подходила только для нагревания воды, стекло не выносило резких перепадов температур, легко нагревающееся серебро не годилось для чашек, а фаянсовая глазурь быстро темнела и трескалась. Так выяснилось, что именно фарфор – легкий термостойкий материал, покрытый не трескающейся и не темнеющей глазурью, способный долго держать тепло и не обжигать руки и губы – идеально подходит для новых горячих напитков. Все возрастающая мода на них совпала с целенаправленным поиском секрета фарфора и создания изделий из него в Европе и России.
Мастера XVIII в. практически полностью освоили весь ассортимент чайной, кофейной и шоколадной посуды, который мы используем до сих пор. В выставочных залах можно проследить эволюцию подобных предметов от их зарождения до появления современных форм, заметить многие изменения, возникшие при тиражировании и модернизации, удивиться ювелирной проработке декора многих экспонатов.
Все разнообразие чайно-кофейно-шоколадной посуды являет желание людей подчеркнуть особую праздничность короткого времени употребления этих напитков, роскошь отдыха посреди рабочих будней, выход за пределы обыденности. Минуты или часы с чашкой в руках не должны стать шаблонным ритуалом – под каждое настроение, событие или время года предполагается особый набор посуды – просто любимая чашка или удобная большая кружка, торжественный бокал или традиционный мужской стакан тонкого стекла в металлическом подстаканнике…
Впервые в экспозиции Генерал-губернаторского дворца представлены в комплексе более 700 (!) экспонатов музейного собрания керамики и стекла конца XVIII – начала XXI вв. Антураж создают мебель и зеркала, канделябры и торшеры, живопись и графика, произведения современных омских художников.
Выставка показывает и рассказывает, как декоративно-прикладное искусство откликнулось на появление чая, кофе и шоколада, как они изменили не только стиль жизни, но и оказали влияние на развитие больших художественных стилей в искусстве. Каждому веку из упомянутых 400 лет европейского употребления изысканных напитков отведен отдельный зал.

Первый зал – XVIII век – представляет зрителю роскошный фарфор в классицистической и ампирной стилистике Германии и Франции – произведения королевских фарфоровых мануфактур в Мейсене и Севре.
В экспозицию введены наиболее любимые зрителем:
- «миниатюрные» сервизы на подносе для завтрака, рассчитанные на одну персону «Solitaire» («Эгоист») или на двоих «Tete-a-tete» – атрибуты красивой жизни сибаритствующего аристократа;
- чайно-кофейный сервиз, позволяющий отличить низкие и широкие чашки для чая, от высоких и узких – для кофе, включающий полоскательницу – чашу для сливания чаинок или кофейной гущи при повторном наполнении чашки, а также, имеющий в своем составе специальную емкость с двумя крышками для сухого чая – чайницу. Сервиз также демонстрирует тенденцию начала XVIII в., когда чайная утварь перестает производиться в виде отдельных предметов, а объединяется в чайные или десертные сервизы, предназначенные для разных случаев: для завтрака, обеда или вечернего чая;
- кофейник со съемным фильтром – аналог современной электрической кофеварки, основанной на медленном приготовлении кофе в процессе наполнения напитка в разливной кувшин путем ферментации каждой капли во время ее падения;
- шоколадник – сосуд для разливания горячего шоколада, отличающийся от кофейника тем, что ручка у него располагается под углом 90 градусов к носику, а в крышке, элегантно прикрытой золоченой задвижкой на петле, предусмотрено отверстие, позволявшее вставить особую палочку-миксер для размешивания густого содержимого. Шоколадные «брикеты» натирали на терке и иногда кипятили с кларетом, но обычно смешивали с яйцом, молоком, сахаром, ванилью и пряностями. Шоколад был самым дорогим напитком, сложнее всего готовился, считался роскошью и едой;
- чашки для шоколада с двумя ручками и крышкой – их часто продавали парами, как и модные в то время туалетные принадлежности;
- чашки для чая, кофе, шоколада могли быть одной формы, отличаясь только размером. Они вошли в моду, став излюбленными подарками и предметами собирательства. К ним относились не только как к предметам обихода, а скорее как к объектам эстетического созерцания и коллекционирования;
- каретная чайная пара в деревянном с кожаным покрытием футляре входила в набор дорожных сервизов, снабженных специальным футляром и местом в дорожном сундуке – путешествовать без сервиза приличному человеку, в принципе, не полагалось.

Второй зал – XIX век – демонстрирует пеструю картину ретроспективных стилей фарфора и фаянса России: произведения Императорского фарфорового завода в Петербурге, изделия частных заводов Гарднера, Попова, Юсупова, Иконникова, братьев Корниловых и семьи Кузнецовых.
Вариации на тему искусства стран Дальнего Востока читаются как в знаменитых печатных фаянсах Англии – заводов Веджвуда, Спода, Минтона, так и в предметах в «европейском вкусе» из Китая и Японии.

Третий зал – ХХ век – посвящен теме «Чаепитие – праздник посреди будней». В зале собраны яркие, мажорные, радостных цветов чайные пары, чайники, дымковская игрушка и жостовские подносы, раскрывающие тему щедрого русского застолья, литровые и полулитровые чашки для чая, отсылающие к картинам купеческой сытой и полной гастрономических излишеств жизни.
Интересен факт, что в СССР чай ассоциируется не с его родиной Китаем, а со Средней Азией, чайханой. В зале представлена керамика Таджикистана и Узбекистана, ироничная керамическая композиция «Отдых» (Магай Ю.С., Мухамеджанов Р.И., Щурков В.С., 1988).

Четвертый зал – XXI век – это сервизы главного художественного производства фарфора СССР – ЛФЗ, Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова и его современного приемника – ИФЗ, Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.
Главную тему задает самый узнаваемый во всем мире российский фарфоровый сервиз – «Кобальтовая сетка», навеянный декором знаменитого «Собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны, выполненный Дмитрием Виноградовым – создателем русского рецепта фарфора. Эта роспись, впервые украсившая советский фарфор в 1945 г., уже стала классикой декораторского искусства. Знаменитый простой, но элегантный узор создала Анна Яцкевич. В 1958 г. состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие произведения, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936).
Композицию сервиза дополняет специально созданная для выставки серия батиков Татьяны Колточихиной, обыгрывающая тему сети как бесконечной геометрической прогрессии мотива, «синих» сетей птицеловов и рыбаков, типичной кракелюрной сетки, возникающей при работе в технике горячего батика.
Аллюзией на знаменитое произведение швейцарского художника Жана Этьена Лиотара «Шоколадница» 1745 г. откликнулась Наталья Яковлева керамической композицией «Теплый вечер». В ее интерпретации это уже не скромная служанка, но самодостаточная дама, хозяйка положения. Фигуры ее гостей также преисполнены внутреннего достоинства, внушают спокойствие и передают завидную атмосферу вечернего неспешного общения за чашкой горячего напитка.
Первичное философское обобщение чайно-кофейно-шоколадного ритуала как феномена культуры отражено в произведения современного актуального искусства. Это живописные произведения Владимира Сташевича, Сергея Баранова, Рината Волигамси.
Некий эксперимент демонстрирует серия картин, написанных разными сортами чая и кофе – автор акцентирует внимание, что помимо богатого аромата и вкуса, привычные уже напитки являют бесконечную гамму оттенков цвета.
Для посетителей выставки приготовил сюрприз художник Виктор Кулькин. Несомненно, его интерактивный объект станет обожаемым экспонатом любителей создавать фото на память.