Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

 

 

 

17 апреля 2012 г. во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начала свою работу выставка-публикация «”Английский альбом”: к истории изучения памятника».
В экспозиции представлена небольшая часть гравюр английских мастеров второй половины XVIII в., изданных в Лондоне под руководством выдающегося коллекционера, члена королевского Общества антикваров Чарльза Роджерса (1711–1784). Так называемый «Английский альбом», напечатанный в известном издательстве Джона Бойделла в 1787 г., по мнению современников, «явился одним из самых внушительных художественных и исторической документов XVIII столетия, выполненных в Англии». Свой труд Чарльз Роджерс посвятил королю Георгу III.
В коллекции Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля «Английский альбом» – издание гравюр, выполненных по рисункам старых европейских мастеров из частных британских коллекций – занимает особое место. Это своего рода коллекция шедевров графического искусства от эпохи Возрождения до Просвещения, отразившая моду, художественные интересы и вкусы английской аристократии.
Альбом включает 64 гравюры с оригиналов выдающихся европейских рисовальщиков XVI–XVIII вв.: Микеланджело, Пармиджанино, братьев Карраччи, Караваджо, Гверчино, Брейгеля, Рембрандта, Рубенса, Ватто, Буше... Он интересен тем, что в полной мере дает представление о возможностях новых репродукционных способов гравирования, изобретенных в Англии во второй половине XVIII в. и направленных исключительно на факсимильное воспроизведение рисунков, выполненных в различных техниках.
Создавать гравюры Роджерс поручает лучшим мастерам Англии, среди которых Франческо Бартолоцци (1727–1815) и Вильям Уинн Райлэнда (1732–1783). По мнению издателя, цель альбома была достигнута. Как пишет в комментариях Роджерс: «…гравюры, являются верными имитациями рисунков в размер оригиналов и отпечатаны в тех же самых цветах. Они поражают разнообразием использованных методов при изготовлении печатных форм, выполненных в период 1762–1777 годов».
Выставка позволила взглянуть на проблему атрибуции зарубежной графики с нескольких ракурсов. Каждый из них: история английской гравюры, коллекционеры, издатели, малоизвестные в России мастера гравюры и рисунка, сюжеты произведений – формируют отдельные направления в изучении «Английского альбома», а все вместе они «работают» на создание художественного и исторического образа редкого музейного экспоната.
Куратор – Галина Севостьянова