Выставки

Выставочный план на год
Выездные выставки
Архив

                                                   В личности матери Марии были черты, которые
                                                   так пленяют в русских святых женщинах –
                                                   обращенность к миру, жажда облегчать
                                                   страдания, жертвенность, бесстрашие.

                                                                                                       Николай Бердяев

       6 марта 2009 г. в канун Международного женского дня в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает свою работу выставка одной картины – это работа Софьи Исааковны Дымшиц-Толстой «Портрет Е.Ю. Кузьминой-Караваевой», созданная в 1913 г.
       ЕЛИЗАВЕТА ЮРЬЕВНА КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА (1891–1945), русская поэтесса, художница, философ, с 1932 г. ставшая монахиней в миру, приняв имя Мария (в честь святой Марии Египетской).
       Елизавета Пиленко родилась 8 (20) декабря 1891 г. в Риге. Происходит из знатного рода Дмитриевых-Мамоновых. Детство и отрочество будущей матери Марии прошло около Анапы. Там у ее отца, талантливого любителя-агронома, позднее директора Никитского ботанического сада в Крыму, было небольшое имение с виноградником. После смерти отца семья переселяется в Петербург, Лиза поступает в гимназию. В юности она была деятельным участником петербургской художественной жизни, часто посещала собрания в салоне Вяч. Иванова, дружила с А. Блоком, посвятившим ей стихотворение «Когда вы стоите на моем пути...». В Петербурге выходит замуж за Д.В. Кузьмина-Караваева – юриста, близкого к эстетствующим модернистским литературным кругам, куда он ввел свою молодую жену. Скоро она сама начала печататься. В книгах «Скифские черепки», «Юрали» и «Руфь» проявились ее религиозные искания и утверждающееся в душе христианство. Елизавета Юрьевна принимала участие в оформление журнала «Аполлон», была знакома с известными художниками: М. Волошиным, Н. Гончаровой, М. Лентуловым и др. В молодости Елизавета Юрьевна изучала богословие и сдавала экстерном экзамены профессорам духовной академии. До пострига много выступала с лекциями и докладам на религиозные темы.
       Идея подвижничества, ставшего жизненным призванием матери Марии, вызрела еще в петербургский период жизни Кузьминой-Караваевой, в ту пору принадлежавшей к партии эсеров, а после Февральской революции сделавшейся городским головой Анапы и едва не расстрелянной деникинцами. Через Константинополь и Белград она вместе со своим вторым мужем Д.Е. Скопцевым в 1923 г. добралась до Парижа. В эти годы написан и под псевдонимом Юрий Данилов опубликован автобиографический роман «Равнина русская (Хроника наших дней)» (1924). С конца 1920-х гг. Кузьмина-Караваева сотрудничает с издательством «ИМКА-пресс», для которого она подготовила два сборника житий (1927) и серию кратких монографий о русских религиозных философах (1929). Ее статьи публикуются в журналах «Путь» и «Новый град», ставивших своей задачей возрождение христианского сознания и этики после бедствий, перенесенных Россией.
       Личная трагедия, связанная со смертью дочерей Гаяны и Анастасии, побуждает Елизавету Юрьевну направить свою любовь и сострадание на поддержку обездоленных. Всю свою энергию, в особенности после пострига, мать Мария отдавала организованному ею братству «Православное Дело», которое было центром социальной и духовной помощи отчаявшимся, а также Религиозно-философской академии, руководимой Н. Бердяевым (Кузьмина-Караваева состояла ее секретарем), и православной общине на окраине Парижа. В годы войны и оккупации эта община предоставила приют многим сотням преследуемых нацистами людей. Здесь они получали свидетельства о принадлежности к православию, их детей переправляли в провинцию.
       По доносу гестапо в феврале 1943 г. арестовало мать Марию и ее сына Юрия, который был направлен в Бухенвальд, где и погиб в 1944 г. Елизавета Юрьевна оказалась в концлагере Равенсбрюк. Здесь она своей верой, бодростью, участием и живой работой мысли поддерживала множество людей. За два месяца до победы, в канун Пасхи на Страстной седмице 31 марта 1945 г. мать Мария была казнена. По одной из версий, она пошла в газовую камеру вместо одной из узниц, обменявшись с ней лагерными номерами.
       16 января 2004 г. Священный Синод Вселенского Патриархата в Константинополе принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой) и Юрия Скобцова.
       Знакомство с художницей Софьей Исааковной Дымшиц, женой писателя А.Н. Толстого, состоялось при посредничестве М. Волошина в 1911 г. в Петербурге. Завязалась дружба, в течение нескольких лет встречи и общение с Толстыми были достаточно частыми. Летом 1912 г. Толстые гостили в имении Кузьминой-Караваевой под Анапой. С разводом Толстого с Дымшиц встречи между Кузьминой-Караваевой и Софьей Исааковной пошли на убыль. Правда, некоторое время контакты между молодыми женщинами еще продолжались – ведь они были не только друзьями и художниками, но и матерями малолетних дочерей, к тому же не отличавшихся крепким здоровьем. Во время московских встреч в 1913 г. Дымшиц написала портрет Елизаветы Юрьевны. Ей удалось передать глубокое внутреннее напряжение и затаенную грусть в глазах своей модели. По психологической выразительности этот портрет может быть отнесен к явным удачам художницы. В коллекцию портрет поступил без указания имени героини. Благодаря исследованиям сотрудника музея А.Н. Гонтаренко, ее переписке с родными Елизаветы Юрьевны, удалось атрибутировать произведение.