Коллекция зарубежной живописи

Зарубежная живопись
Иконы
Русская живопись XVIII - начала XX вв.
Графика русская и зарубежная
Графика советская и современная
Советская и современная живопись
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Керамика и стекло
Археология
Редкая книга
Документы
Драгметаллы

 
 

 

 

 

В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля хранятся уникальные произведения зарубежной художественной культуры на сегодняшний день еще мало известные как в России, так и за рубежом. Небольшая по объему (178 ед. хранения) коллекция достаточно разнородна и включает в себя наряду с произведениями известных мастеров Западной Европы XVI – XIX вв. произведения забытых художников XVII – XIX вв., а также работы авторов начала XX в.

Началом комплектования коллекции зарубежной живописи послужили поступления из Государственного музейного фонда (Ленинградское отделение) 1927-1932 гг. Ранее произведения находились в собраниях П.А. Строганова, К.А, Горчакова, Е.А, Воронцовой-Дашковой, графа фон Бенкендорфа, князей Юсуповых, Е.Г, Саксен-Альденбургской, О.Д. Шереметьева, А.М. Сомова, А.К. Фаберже, П.П. Дурново, А.Я. Савичева, а также Государственного Эрмитажа, Ново-Михайловского дворца, Государственного Русского музея. Осуществлялись и поступления местного характера – из музея Омского Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля в 1932 г. и от частных лиц.

Основу коллекции составляют произведения западных живописцев XVIII-XIX вв. Ее классификация производится по странам и национальным школам – это работы мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Англии, Швейцарии, Польши, Бельгии.

В жанровом отношении в указанном разделе преобладает библейская, мифологическая и религиозная тематика. К наиболее значительным произведениям можно отнести полотно А. Тиарини «Послы царя Абгара Эдесского перед Христом», часть алтарной композиции неизвестного итальянского художника конца XVI – начала XVII в. «Святые Агнесса и Цецилия», картину неизвестного художника начала XVII в. «Мадонна с Христом и Иоанном Крестителем».

Аллегорические композиции представлены парными работами немецкой художницы А. Кауфман (аллегории Правосудия и Добродетели), французского живописца Э. Дюбюфа (аллегории Музыки и Поэзии).

Особенности голландского пейзажа прослеживаются по работам А. Ван де Вельде «Пейзаж с фигурами», Я Вейнантса «Пейзаж с песчаным косогором и путником», А. Схельфхаута «Зима в Голландии».

Большой интерес представляет коллекция французского и голландского натюрморта: М. Буйона «Vanitas», Я. Веникса «Охотничьи трофеи», М, Хондекутера «Птичий двор».

Многообразие бытового жанра характеризуют композиции Д. Тенирса-мл. «Сельский праздник», Р. Бюшлана «Девушка с кошкой», О. Пильтца «На кухне. Пекущая блины».

Раздел портрета немногочислен, но необходимо отметить сентиментальную «Головку», «Мечтательницу» французского портретиста Ж.-Б. Грёза, работу австрийского живописца И.-Б. Лампи «Портрет Екатерины II».

Самым многочисленным и ярким по составу является раздел нидерландской живописи – 50 ед. хранения, среди которых - библейский сюжет фламандского художника XVII в. Ф. Франкена II «Идолослужение Соломона», две парные картины антверпенского художника Б. Ван дер Босхе «В мастерской живописца», «В мастерской скульптора»).

Наиболее полно сформирован раздел французской живописи – 27 ед. хранения (Ж.Р. Брасскасса «Отдыхающий бык», К.Ж. Верне «Вечер в море», С. Вуэ «Мадонна с младенцем», А. Фантен-Латур «Хризантемы»).

Высокими художественными качествами отличаются произведения из собрания князя Н.Б. Юсупова – 19 ед. хранения (П.Ф. Греббер «Женский портрет», И. Ван Остаде «Группа пьющих в корчме крестьян», Я,Ф. Хаккерт «Порт Мессины»).

Особую ценность представляют произведения из коллекции Е.Г. Саксен-Альтенбургской, супруги принца Альберта Саксен-Альтенбургского – 6 ед. хранения («Игра в карты» неизвестного художника XVII века, работавшего в подражание Д. Тенирсу, «Натюрморт с цветами и книгой» Ж.Б. Роби, «Бытовая сцена» неизвестного голландского художника XIX века).

Часть коллекции составляют произведения художников, работавших в новых стилевых направлениях искусства ХХ века. В этом разделе следует отметить картину М. Малитца «Пейзаж со стогом сена», а также работы венгерских живописцев 1970-х гг. М. Гальнера «Город и корабль», П. Мижер «Память о войне», И. Ужи «Изгиб Дуная».

В 1980-е гг. коллекция пополнялась за счет закупок из антикварных магазинов, частных коллекций Москвы и Ленинграда, за счет передач произведений по приказам Министерства Культуры СССР и РСФСР. В период с 1981 г. по 1988 г. в коллекцию поступило 28 ед. хранения.