Коллекция русской живописи XVII - н. XX в.в.

Зарубежная живопись
Иконы
Русская живопись XVIII - начала XX вв.
Графика русская и зарубежная
Графика советская и современная
Советская и современная живопись
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Керамика и стекло
Археология
Редкая книга
Документы
Драгметаллы

         Основой для комплектования коллекции русской живописи послужили поступления из Московского и Ленинградского отделений Государственного музейного фонда. С 1924 по 1928 гг. в Омск были переданы уникальные произведения, хранившиеся ранее в частных коллекциях известных собирателей Москвы и Петербурга. Ряд картин музей получил из запасников Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея, а также из Омского художественно-педагогического техникума (Худпрома) в 1930-е гг.
         В коллекции преобладает пейзаж. Академическое направление жанра представляют марины И.К. Айвазовского, видовые пейзажи М.Н. Воробьева, В.П. Верещагина, К.Н. Филиппова, Е.Е. Мейера, А.Д. Жамета, Л.Ф. Лагорио. Демократическая традиция выдержана в произведениях И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.А. Киселева, Н.Н. Дубовского. Довольно полно пейзажи из омского собрания иллюстрируют деятельность объединения «Союз русских художников».
         Исторический жанр представлен, главным образом, полотнами мастеров академической школы второй половины XIX в. В.В. Верещагина, Т.А. Неффа, М.П. Боткина, М.О. Котарбинского, Г.И. Семирадского, А.А. Сведомского, С.В. Бакаловича, Н.А. Бруни, М.П. Клодта, К.Е. Маковского. В этом разделе следует выделить эскизы В.М. Васнецова «Ангелы» для православного собора в Варшаве и «Снятие с креста» – для мозаики храма Воскресения в Петербурге.
         Полотна мастеров демократического направления второй половины XIX в. Г.Г. Мясоедова, Н.Е. Сверчкова, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, обогащают собрание в идейном плане, раскрывая важные этапы развития отечественного искусства.
         Портретный жанр представлен работами кисти неизвестных художников XVIII в. и рядом портретов середины и второй половины XIX в. (К.Ф. Рейхель, К.К. Каневский, В.Е. Маковский, А.Н. Крамской). Ведущее место в коллекции занимает «Портрет Леонида Андреева» кисти И.Е. Репина.
         Значимую часть коллекции русской живописи составляют произведения художников, примыкавших к новым течениям искусства эпохи рубежа XIX – ХХ вв. В этом ряду следует отметить, прежде всего, три монументально-декоративных панно М.А. Врубеля: «Розы и лилии», «Хризантемы», «Желтые розы». Единственный из сибирских художественных сокровищниц, только омский музей имеет живописные произведения выдающегося мастера. Художественные искания времени отражают работы В.А. Серова, В.Э. Борисова-Мусатова, К.А. Коровина, Н.К. Рериха, В.И. Денисова, В.М. Ходасевич, Д.Д. Бурлюка. Объединение «Бубновый валет» представлено именами П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова П.В. Кузнецова, А.В. Куприна. Особую ценность в блоке авангардного искусства являют собой работы В.В. Кандинского, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова. Уникальный раздел коллекции – девять произведений крупнейшего художника ХХ в. А.Г. Явленского.