Коллекция народного искусства

Зарубежная живопись
Иконы
Русская живопись XVIII - начала XX вв.
Графика русская и зарубежная
Графика советская и современная
Советская и современная живопись
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Керамика и стекло
Археология
Редкая книга
Документы
Драгметаллы

 

 

 

Охватывающая период, равный четырем столетиям и отличающаяся, разнообразием по материалам, коллекция народного искусства в собрании Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля насчитывает 1321 единицу хранения.

Она начала складываться в 1920-е гг. Экспонаты поступали из Ленинградского Государственного музейного фонда, из Художественно–промышленного техникума имени М.А. Врубеля, Западно–Сибирского отдела Русского Географического Общества. К числу наиболее ранних поступлений относятся образцы золото-серебрянного кружева XVII в., ковши-скобкари, образцы эмальерного искусства XVII в.

В 1980 г. коллекция народного искусства была выделена в самостоятельный фонд. И с этого времени его пополнение велось белее целенаправленно и интенсивно. Оказали помощь в формировании собрания центральные музеи, передавая в ООМИИ экспонаты дублетного фонда. Так, в 1981 г., по приказу Министерства культуры СССР, из Государственного Эрмитажа поступили образцы набивных тканей XVII-XIX вв., золотного шитья XVIII-XIX вв. (всего – 124 экспоната).

В результате проводимых музеем научных этнографических экспедиций по районам Омской области, собрание пополнилось коллекциями керамики, ткачества (многоремизное, браное, закладное, полотняного переплетения), вышивки, резными и расписными изделиями из дерева (прялки, детали ткацкого станка, утварь) русского населения Омского Прииртышья конца XIX – первой трети XX в.

Традиционные художественные промыслы представлены росписями Хохломы и Полхов-Майдана, лаковой миниатюрой Палеха и Мстеры, каслинским художественным литьем, ростовской финифтью, тувинским камнем, многочисленной и разнообразной коллекцией народной игрушки, художественной резной костью, Жостовской и Нижнетагильской декоративной росписью.

Коллекция эмалей включает в себя образцы эмальерного искусства XVII в (чернильницы, выполненные в технике выемчатой эмали), живописные миниатюры с изображением святых XIX в. и современную ростовскую финифть. Специально для ООМИИ художник-эмальер Б.М. Михайленко выполнил панно с портретами М.А. Врубеля и В.И. Сурикова.

Одним из наиболее полных и интересных является собрание Тобольского косторезного промысла. Самые ранние – работы Т.С. Пескова, В.Н. Лопатина, С.И. Трегубова, П. Бизина, А.И. Максимова и др. В последние годы коллекция пополнилась изделиями современных ведущих мастеров промысла: Г.Г. Кривошеина, В.А. Русаева, М.В. Тимергазеева.

Коллекция народной керамики состоит из нескольких разделов:

1. Гончарная керамика Омского Прииртышья первой трети ХХ в. Собранная экспедициями музея преимущественно в 1980-е гг., она дает представление о местном гончарном промысле, о разнообразии форм, объемов, техник исполнения.

2. Народная глиняная игрушка различных художественных центров: дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская, жбанниковская, рязанская, курская, калужская, вельская, скопинская, липецкая, романовская, тавологская, омская, узбекская, таджикская. Наиболее полно в собрании представлена дымковская игрушка. Самые ранние по времени создания произведения 1960-х гг. выполнены прославленными мастерицами: Е.И. Косс-Деньшиной, Е.З. Кошкиной, З.В. Пенкиной и другими.

3. Русские изразцы XVIII – XIX вв.

4. Керамика автономных республик, краев и областей: дагестанская, гуцульская керамика, работы прибалтийских мастеров