Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
 
 
 

Коллекция икон

Зарубежная живопись
Иконы
Русская живопись XVIII - начала XX вв.
Графика русская и зарубежная
Графика советская и современная
Советская и современная живопись
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Керамика и стекло
Археология
Редкая книга
Документы
Драгметаллы

 

 

 

Коллекция иконописи Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля насчитывает 177 живописных произведений и 116 единиц меднолитой культовой пластики. Ее хронологические рамки охватывают период XVI - начала XXI вв. Восемьдесят процентов собрания икон относится к XIX в. Представлены иконописные центры Москвы, Петербурга, Киева, Палеха, Мстеры, однако, преобладают работы уральского и сибирского письма.

Первые иконы, поступившие в музей в 1920-е гг. из Государственного музейного фонда, составляют историческое ядро коллекции, являются наиболее ранними и значимыми произведениями раздела. К ним относятся: «Неделя Всех святых» московской школы XVI в., «Богоматерь Владимирская», исполненная в мастерских Оружейной палаты в XVII в., «Отечество» XVII в. Уникальным образцом иконописного искусства служат «Царские врата» XVII в. новгородской школы.

Планомерное формирование коллекции икон началось с начала 1970-х гг. и происходило, в основном, за счет приобретений произведений у жителей Омска, дарений, а также благодаря научным экспедициям, организованным музеем в 1970-е гг. по сибирскому региону с целью поиска икон и предметов церковного обихода. В результате первых экспедиционных выездов собрание пополнилось памятниками «Богоматерь Смоленская Седмиезерная» XIX в., «Богоматерь Всех скорбящих Радость» XIX в.

В 1982 г. и 1984 г. состоялись передачи произведений из Всесоюзного производственно-художественного комбината имени Е.В. Вучетича, результатом которых стало пополнение коллекции более чем на 20 экспонатов. Музей становится обладателем образцов поздней иконописи - «Вход Господен в Иерусалим» (XIX в.), «Рождество Богоматери» (Палех, XIX в.), «Богоматерь Трех Радостей» (XIX в.), «Преображение Господне» (XIX в.), «Пророк Даниил» (XIX в.), «Огненное восхождение Илии Пророка» (XIX в) и др.

Более 30 произведений было передано по приказам Министерства культуры. В 1984 г. 27 икон поступило в дар из Музеев Московского Кремля – «Успение Богоматери» (XIX в.), «Рождество Христово» (XIX в.), «Богоматерь Казанская» (XIX в.), «Георгий Победоносец» (XIX в.), «Сретение Господне» (XIX в.) и др. К исторически значимым образцам относится икона-парсуна «Святитель Димитрий, епископ Ростовский» XVIII в., являющаяся одним из ценных экспонатов коллекции музея не только в силу своих художественных достоинств, но и как достоверное изображение реального исторического лица - Димитрия Ростовского, видного сановника церкви, занимающего одно из первых мест в Сибирском патерике.

В 1993 г. состоялась передача нескольких произведений из Государственного Эрмитажа, среди них – «Святой Антипа, епископ Пергамский» (XIX в), «Святые Флор и Лавр» (XIX в.), «Богоматерь Владимирская» (1806).

Коллекция дает возможность познакомиться с произведениями, созданными на Урале и в Сибири. Среди них - «Святые Иоанн Златоуст, Архангел Михаил, Митрофаний Воронежский» (Тобольск, XIX в.), «Спас» (Сибирь, XVIII в.), «Святые Власий и Модест» (Сибирь, XIX в.), «Симеон Верхотурский» (Урал, XIX в.). К иконам, имеющим историческую значимость, следует отнести особо чтимую сибирскую святыню «Богоматерь Абалакскую» (Сибирь, XIX в.). В 1990 г. в собрание музея поступает единственная подписная икона «Архистратига Михаила», которая была создана в Омске в 1904 г. в мастерской иконописца М.С. Кубрина.

В 2000 г. была приобретена первая икона современного автора, омского иконописца Г.А. Адаева «Богоматерь Игоревская», а затем написанные им же «Царственные страстотерпцы», «Омские священномученики: Сильвестр, архиепископ Омский, пресвитеры Михаил и Иоанн», «Богоматерь Ахтырская-Ачаирская».