Коллекция русской и зарубежной графики

Зарубежная живопись
Иконы
Русская живопись XVIII - начала XX вв.
Графика русская и зарубежная
Графика советская и современная
Советская и современная живопись
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Керамика и стекло
Археология
Редкая книга
Документы
Драгметаллы

 

 

 

Коллекция графики насчитывает более 2700 ед. хранения. Основную часть собрания составляют произведения печатной графики: все виды гравюр на металле и литография. Хронологические рамки коллекции - конец XVI – ХХ вв. Кроме произведений отечественных мастеров, в фонде представлены практически все западноевропейские школы, Америка и Япония. Раздел рисунка насчитывает около 150 произведений. В основном, это работы русских мастеров XIX – начала ХХ в.

Историческое ядро коллекции составляет около 450 произведений, поступивших в 1924 – 1927 гг. через Государственный музейный фонд. В 1980-е гг. коллекция пополнялась за счёт даров и закупок из частных коллекций Москвы и Ленинграда.

Коллекция русской графики XVIII – начала XX вв. насчитывает около 2000 экспонатов. Она отражает основные этапы развития отечественной гравюры и литографии. К наиболее значимым разделам фонда можно отнести литографию середины XIX в.: серии В.Ф. Тимма «Русские костюмы», И.С. Щедровского «Сцены из русского народного быта», П.М. Боклевского иллюстрации к «Ревизору» Н.В. Гоголя, П.П. Семечкина «Сцены из вседневного быта» по рисункам П.Ф. Федотова. К уникальным образцам русской литографии относится серия портретов деятелей русской культуры, выполненная Н.С. Войтинской (1909). Она расширяет известное представление об иконографии К. Чуковского, З. Гиппиус, Н. Гумелева, А.Бенуа, М. Добужинского и др.

Высокими художественными качествами отличается небольшая коллекция русского рисунка конца XIX – начала XX в. Произведения И.Е. Репина, К.Е. Маковского, К.Ф. Богаевского, А.Н. Бенуа, К.Н. Рериха, З.Е. Серебряковой, А.Я. Головина, К.С. Петрова-Водкина, Ф.А. Малявина отражают поиски новых идей и художественно-выразительных возможностей графического искусства. Натурные рисунки Репина, Рериха, Остроумовой, Малявина вводят в научный оборот подготовительные материалы к известным произведениям. К мало знакомым работам относятся рисунки Е. Кругликовой, среди них - «Осмотр туристами аббатства св. Михаила» (1906), который является групповым портретом деятелей русской культуры Серебряного века.

Коллекция зарубежной графики включает в основном репродукционные гравюры западноевропейских мастеров, выполненные в XVII - XIX вв. в различных техниках на металле и литографии. Офорты Дюрера, Калло, Рембрандта, Пиранези дают представление об авторской гравюре, в которой мастерство рисовальщика и гравера позволяют создать художественный образ, наполненный индивидуальным видением окружающего мира и человека. К исторически значимым образцам европейской гравюры относятся офорты Ф. Пиранези «Колонна Антонина» и «Колонна Траяна». Выполненные в определенном масштабе - 1:10, они с документальной точностью воспроизводят рельефы знаменитых памятников античности.

Исторической достоверностью и высоким техническим мастерством отличаются гравюры из серии «Итальянские походы Наполеона», исполненные французскими мастерами первой половины XIX века.

Знаменитая коллекция живописи графа Брюля в воспроизведениях художников французской школы знакомит с работами мастеров различных эпох. Некоторые из них утрачены, и в настоящее время гравюры являются единственным документальным источником, позволяющим восполнить целостную картину истории формирования крупнейших частных собраний Европы.

К ценнейшим памятникам гравировального искусства принадлежит альбом, изданный в Лондоне в 1776 г. - «Рисунки в воспроизведениях лучших английских граверов», включающий более 60 композиций. Собранные из различных частных собраний Англии, они составляют богатейший материал по истории европейского рисунка начиная с эпохи Возрождения. Кроме того, альбом является своеобразной энциклопедией гравировальных техник, которые разрабатывались специально для факсимильной передачи особенностей рисунка сепией, углем, акварелью.

Коллекция японской графики, небольшая в количественном отношении, обладает редким художественным и этнографическим материалом, посвященным древнейшему народу восточного региона – айнам. Акварели, выполненные в середине XIX в. художником Б. Хирасавой, долгое время жившим среди айнов, повествуют историю и традиционную культуру исчезающего народа.

В целом, коллекция русской и зарубежной графики имеет устойчивую «репутацию» классической. Она включает произведения, получившие отражение в истории искусства. Кроме того, в разделе графики хранятся памятники отечественной и зарубежной культуры, имеющие большой научный интерес для мирового сообщества.