Коллекция археологии

Зарубежная живопись
Иконы
Русская живопись XVIII - начала XX вв.
Графика русская и зарубежная
Графика советская и современная
Советская и современная живопись
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Керамика и стекло
Археология
Редкая книга
Документы
Драгметаллы

Коллекция археологии музея формируется с 1920-х гг. Тогда в музей поступили из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда предметы античного художественного ремесла. В их числе были амулеты из египетского фаянса, украшения из стекла и металла, небольшая коллекция резных камней и литиков. Небольшая часть предметов поступила из собрания Западно-Сибирского отделения Русского Географического общества.

В 1988 г. собрание античного ремесла дополнилось коллекцией античной керамики и стекла, переданной в музей из Государственного Эрмитажа.

Во второй половине 1980-х гг. археологическая коллекция включила в свой состав художественные изделия, найденные на территории Омского Прииртышья. В начале 1990-х гг. были переданы предметы из археологических раскопок, произведенных на таежной, лесостепной и степной территориях Омской области под руководством В. А. Могильникова, В.И. Матющенко, Б.А. Коникова, Л.И. Погодина, из археологических музеев Омского государственного университета и Омского государственного педагогического университета. Сформировался значительный раздел коллекции, отражающий особенности изобразительной деятельности населения Омского Прииртышья эпох древности и средневековья, благодаря чему хронологические рамки коллекции расширились: III тыс. до н.э. – XII в. (в том числе античное ремесло V в. до н.э. – V в. н.э.). В настоящее время собрание насчитывает около 1667 единиц.

Географические рамки коллекции охватывают центры античного мира – Аттика, Северное Причерноморье, Малая Азия, Бактрия, Восточный Туркестан, возможно Северный Китай, территория распространения археологических культур Омского Прииртышья от таежных областей до степей. Наряду с предметами местного производства значительное место занимают импортные изделия.

В коллекции представлены изделия из керамики, стекла, камня, бронзы, кости, железа, золота, серебра, а также художественный текстиль.

К эпохе раннего железного века, представленной в Прииртышье саргатской культурой, относятся предметы из могильника Сидоровка. В фондах музея сосредоточены все наиболее значимые художественные изделия из этого курганного некрополя, характеризующие прикладное искусство, распространенное у кочевых народов в конце I тыс. до н. э. – начале I тыс. н. э.: золотые поясные пластины с изображением борьбы двух кошачьих хищников и дракона, фалары с изображением согнутого в кольцо крылатого дракона.

Чрезвычайно интересны предметы из другого комплекса саргатской культуры, Исаковка I, который датируется II – IV вв. н. э. В их числе – золотые поясные прямоугольные пластины, украшенные композициями со сценами борьбы фантастических животных. Особый декоративный эффект придают им цветные вставки, из которых до нашего времени хорошо сохранились бирюзовые. Сцены терзания запечатлены на пряжке портупейного ремня, на кинжальных подвесках, на обувных пряжках.

Серебряные чаши являлись по значению, вероятно, культовыми сосудами для жертвенных возлияний. Изделия интересны не только декоративным решением, но, прежде всего тем, что на их наружных стенках помещены надписи, являющиеся образцами письменности древней Парфии и Хорезма.

Золотые и серебряные изделия личного убранства, оружия и конской упряжи относятся к «звериному стилю», который характеризует искусство кочевых народов Евразии эпохи раннего железного века.

Коллекция эпохи средневековья представлена бронзовыми изделиями, выполненными в технике литья. В них воплощены образы, характерные для мышления таежного населения: медведь, лось, птицы (орел, сова, филин), человек.

Эпохой развитого средневековья (X – XII вв.) датируется ковш из комплекса Кип.

Назначение (поясной ковш), форма, общий контур предмета, особенно очевидный в ручке, типичны для тюркских народов. Расположение изображений по горизонтальным поясам является развитием древневосточной художественной системы. Сюжеты царских охот, терзания орлом зайца были распространены в ахеменидском Иране, мотив небесной охоты – у кочевников. Жанровая, на первый взгляд, сцена, изображающая погонщика с ослом, может восходить к ритуальному действу, известному у хеттов.